Слово есть высший
подарок Бога человеку
(Н.В.Гоголь)
Школа Русского Слова — популяризация знаний и привлечение внимания нашей интеллектуальной общественности к филологии науке о Слове, к богатствам русского языка, воспитание культуры речи, овладение риторикой как наукой и искусством эффективной коммуникации. В Школе каждый – не просто ученик, но и желанный гость, чье мнение всегда рады выслушать.
ЦЕЛИ и миссия
Приобщение каждого, кто любит и хочет владеть русским языком для успеха в личной и профессиональной жизни, к КУЛЬТУРЕ СЛОВА, ЧИСТОЙ, ГРАМОТНОЙ, УБЕДИТЕЛЬНОЙ, ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ.
На занятиях обсуждаются самые разнообразные вопросы КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, РИТОРИКИ, ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Измените язык, преобразуйте Слово, усовершенствуйте речь –
и преобразуется Ваша душа и мир вокруг вас!
Впрочем, начало – в сердце человека, его вере, духовном настрое…
ВИДЕОЗАПИСИ И МАТЕРИАЛЫ ПРОШЛЫХ ЗАНЯТИЙ
На сайте выборочно представлены материалы занятий Школы Русского Слова, которая открылась 20 апреля 2017 года.
Планируется записать краткую летопись занятий школы с выставлением основных материалов (афиш занятий, фотографий, видеозаписей). Хочется верить, что этот материал поможет в работе подобных курсов русского языка как вузовским, так и школьным преподавателям.
30 октября 2019 года прошло очередное занятие «Школы русского слова» под руководством профессора Владимира Аннушкина «Искусство спора: практический семинар».
Прозвучали пять интересных докладов студентов Института Пушкина, участников Дашковской студии. О том, что есть спор и каковы виды спора, рассказала Анна Ленькова. Эссе на тему того, какие вещи вызывают спор, что самое главное в общении с людьми и вообще в жизни, прочитала Мария Шпакова. Доклад Миланы Атможитовой был посвящён различным методам ведения спора, в том числе тем, которые нами традиционно воспринимаются как некорректные.О репликах с места и замечаниях во время спора поведала Елизавета Дубовик. Итоги подвела Таисия Дудакова, показавшая, в чём состоит культура спора и о чём нельзя забывать никогда.
Атмосфера научной серьёзности была разбавлена «театральным» спором-диалогом Екатерины Романовны Дашковой с австрийским канцлером Кауницем, которых мастерски сыграли Таисия Дудакова и Олег Бурдюг, студент Николо-Угрешской православной духовной семинарии, кстати, самостоятельно подготовивший реплики министра на основе «Записок» княгини Дашковой.
На вечерние занятия «Школы русского слова» приходит много гостей, ставших преданными друзьями Школы и института. Один из них — Владимир Борисович Соболев, солист-скрипач (врач по профессии) Симфонического оркестра Дома ученых РАН. Без его вдохновляющих музыкальных пауз и «отеческих» комментариев не обходится теперь ни одно занятие Школы.
Конечно, «рабочими» моментами Школы русского слова являются занятия техникой речи с речевыми упражнениями, чтением стихов и прозы. На Школе русского слова участники ещё и поют песни и романсы на стихи разных авторов, начиная от Ломоносова, Державина и закачивая Тарковским.
Вечера никогда не ограничиваются официальной частью: после занятия за чашкой чая в кабинете профессора Аннушкина всегда можно обсудить то, что волнует, поговорить с интересными людьми и попеть в приятной компании.
Добро пожаловать в Школу русского слова!
Следующее занятие «Радости в русской словесной культуре» состоится 4 декабря.
Анна Ленькова, студентка 2 курса
Темы занятия:
1. Итоги XIV Конгресса МАПРЯЛ «Русское слово в многоязычном мире» (29 апреля – 4 мая, Астана, Казахстан).
2. «Слово есть великий властелин…» (Горгий); «Слово – дело великое» (Л.Н. Толстой). Философия слова в фольклоре и духовной литературе
3. Темп – ритм –гармония речи. Тренинг образцов.
4. «Радость» в музыке: от «Оды радости» Бетховена до «Радости» Корнея Чуковского.
Темы занятия:
1. Культура речи как русский национальный научный феномен.
2. Богатство и разнообразие слов как требование стиля языковой личности.
3. Русская интонация: можно ли ею овладеть?
4. «Ласточка в русской песенной культуре»: от Державина до Заболоцкого.
Темы занятия:
1. «Сердце» в народной мудрости, книжной литературе и культуре.
2. «Основания красноречия суть страсти»: классификация эмоций и руководство ими.
3. Тембр речи – мимика – телодвижение: советы старых мастеров.
4. «Легко на сердце от песни весёлой», или почему надо петь маршевые песни?
13 марта организатор и ведущий Школы русского слова Института Пушкина профессор Владимир Аннушкин провел очередную встречу любителей русской культуры и духовной поэзии.
Тема – «Русское Сердце в народной мудрости, книжной литературе и культуре общения» – не оставила равнодушным никого, кто пришел в этот день в зал Ученого совета.
В начале Владимир Иванович предложил гостям обсудить известные цитаты, которые демонстрировались на экранах. Было очень интересно слышать, как современные молодые люди воспринимают и оценивают мысли великих людей прошлого.
«Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое», — слова Екатерины II произвели на всех большое впечатление. Студент филологического факультета из Сербии так прокомментировал это высказывание: «Императрица имела в виду, что от каждого человека зависит то, как он будет смотреть на мир. Он видит во всем то, что у него внутри. Если человек преисполнен зла, то он будет видеть зло, если наоборот – добро».
Владимир Аннушкин — председатель Российской ассоциации риторов. На занятиях Школы русского слова профессор всегда старается обращать внимание слушателей на значимость риторики, особенно при прочтении духовных текстов или стихотворений. Важна не только интонация, но и правильность расставления ударений, нужных акцентов в строчках. Профессор советует читать стихотворения мелодично, как тексты песен: «В музыке самое главное — мелодика, при чтении духовных текстов тоже важна мелодичность, сопровождающаяся правильной дикцией и силой звука…».
О значении слова «сердце» в русской литературе, текстах Ветхого завета, народном фольклоре рассказали студентки филологического факультета Полина Мжонкова, Милана Атможитова, Мария Шпакова и другие. В кратких докладах девушки рассмотрели понятие «сердечности» в текстах русских и зарубежных писателей, затронули тему созерцания в отечественной философии, рассказали о взглядах на роль человека в духовных сочинениях Ивана Ильина.
Писатель сравнивает человека с божественным светильником: «Сердце человека поет не от влюбленности, а от любви… Любовь уводит в объемы Божьего мира. Внутри нас дремлющее Божественное око… Божий луч не покидает лучшее… Песнь сердца — истинное счастье».
После выступления студенток слово снова взял Владимир Иванович. Профессор провел для аудитории мастер-класс по корейской гимнастике лица, дал советы уроки по улучшению дикции, рассказал о важности разминки языка и нёба перед пением или прочтением текста.
Со времён античности и ранних веков христианства люди придавали большое значение красоте устного слова, ораторскому искусству. Гармоничное сочетание риторики и актерского мастерства актуально и сейчас при прочтении текстов и стихотворений. Через правильно прочитанный текст оратор передает свою сердечность аудитории.
Занятия Школы русского слова могут служить наглядной иллюстрацией одного из ключевых принципов современной педагогики: «Развлекая, обучай». Владимир Иванович мастерски сочетает разговор о серьезных вещах с увлекательными заданиями и упражнениями, которые с удовольствием выполняют, приобретая полезные навыки, и российские, и зарубежные слушатели.
Все, кто присутствовал на лекции, в том числе китайские студенты и аспиранты, научились под руководством профессора правильно расставлять ударения на примере стихотворения Людмилы Круковской «Ниточкины связки».
Владимир Аннушкин разнообразил встречу любителей литературы музыкальными паузами. Вместе с солистом Симфонического оркестра Дома ученых скрипачом Владимиром Соболевым профессор исполнил произведения, сочиненные на духовные стихи Державина и Пушкина, аккомпанируя на гитаре. Самым ярким выступлением профессора было пение великопостной молитвы Ефрема Сирина и чтение стихотворения о Великом Посте.
Следующая встреча любителей словесности в рамках Школы русского слова профессора Аннушкина состоится 10 апреля в 17:00 в зале Ученого совета Института Пушкина.
Темы занятия:
1. Русский человек в понятиях «дух», «душа». Философы и писатели
2. Стиль речи – стиль жизни. «Как слово наше отзовется?»
3. Дыхание – основа речи: как развивать речь, тренируя дыхание?
4. Ф.И. Шаляпин – в работе над словом и фразой.
13 февраля 2019 года в Институте Пушкина состоялось очередное занятие Школы русского слова.
На этот раз оно было посвящено важнейшей для каждого из нас теме «Стиль речи – стиль жизни: как слово наше отзовётся».
Примерно так называлось заседание МАПРЯЛ в Париже в 2016 году – «Стиль языка – стиль жизни», посвященное 50-летию создания этой главной организации для преподавания русского языка в мире. Руководитель Школы русского слова профессор Владимир Иванович Аннушкин предложил статью на предстоящий Конгресс МАПРЯЛ (апрель 2019 года) по аналогичной теме. Первая часть занятия явилась своеобразной апробацией данного доклада.
«Каков язык, такова и жизнь. Каков язык, таков и человек. Как говорим, так и живём! Человек – это стиль. Стиль – отражение культуры речи, воплощающей мысль, демонстрирующей слово, фразу, произношение, весь облик человека», — профессор Аннушкин обозначил основные тезисы доклада.
Занятия Школы проходят в разножанровой форме. Разнообразят занятие музыкальные паузы, создаваемые скрипичными миниатюрами гостей (постоянный гость Школы — солист Симфонического оркестра Дома ученых В.Б. Соболев) и студентов института (М. Шпакова, 1 курс).
Одна из главных задач Школы – обращение к практике речи, умение выразительно читать тексты, выступать со стихами и прозой. На этот раз для тренировки был выбран последний монолог Моцарта из «Моцарта и Сальери» Пушкина «Когда бы все так чувствовали силу гармонии!..»
«Серьёзной» частью занятия явился разбор двух важнейших слов русского языка: «дух» и «душа». «Дух (духовность) проявляет себя в творческой активности, возвышенном и бескорыстном служении истине, красоте, добру, в интеллектуальном полёте мысли, мечтах и идеалах, в усилиях воли для осуществления благородных целей и других движениях ума и души. Душа принадлежит человеку. Душа – дыхание, дуновение Бога. Душа состоит из разума, чувств и воли», — подчеркнул Владимир Аннушкин.
Затем были прочитаны стихи Виктора Коллегорского, где имеются аллюзии о духе и душе:
Серп времени нас жнет по одному.
Блеснёт он – и во прахе всё коснеет.
А слово не подвластно и ему;
оно – как дух: где хочет, там и веет.
…Но душа не подвержена тлению,
И, пока существует она,
С ней и слово избегнет забвения
И пребудет во все времена.
13 февраля – день рождения великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Его талант расцвел во многом потому, что певец понимал силу и красоту русского слова: «Я вдумываюсь в смысл фразы и окрыляю ее музыкой…» — писал Шаляпин.
В заключение занятия были прокомментированы стихи Арсения Тарковского «Бабочка в госпитальном саду» и три «Кузнечика» (М.В. Ломоносова, В. Хлебникова и А.А. Тарковского) и исполнены на музыку В.И. Аннушкина. Участники занятий уже знают эти тексты и охотно поддерживают ведущего.
Темы занятия:
1. РИТОРИЧЕСКИЙ Новый год: новизна как главное качество речи.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ Новый год – в речах российских президентов
3. ПОЭТИЧЕСКИЙ Новый год в стихах русских поэтов: Державин, Бунин, Блок, Брюсов, Тарковский, Бродский.
4. ПЕСЕННЫЙ Новый год – в музыке слова и авторской песни: Державин, Окуджава, Левитанский.
Темы занятия:
1. Национально-культурное своеобразие русской филологии – словесности – «словесных наук».
2. Мысль и речь. Можно ли научить «мыслить» и изобретать идеи?
3. Техника речи: от детских стихов – к классическим монологам.
4. «Наш поющий язык»: как из слов рождается песня?
14 ноября 2018 года в Институте Пушкина состоялось второе занятие Школы русского слова под руководством профессора Владимира Ивановича Аннушкина. Занятия Школы привлекают всё большее число участников: в этом раз слушателями стали российские и иностранные студенты института, учителя со старшеклассниками и некоторые энтузиасты, полюбившие Институт и Школу русского слова.
Вечер начался с приятной новости: профессор Аннушкин рассказал об открытии Школы русского слова в Поволжском Православном институте имени святителя Алексия в городе Тольятти. Владимир Иванович Аннушкин провел там мастер-классы для преподавателей, студентов и гимназистов, а также выступил председателем жюри в Городском конкурсе ораторов.
Занятие Школы русского слова в Институте Пушкина было посвящено вопросам: что же такое филология, словесность и как они связаны с практикой современной речи? Сначала прозвучали студенческие доклады, которые комментировались и дополнялись профессором Аннушкиным. Доклады сопровождались презентациями, иллюстрации и текст к которым подбирает студентка 2 курса Надиля Алиева. Студентки 3 курса Екатерина Ролдугина и Ирина Булычёва сделали доклады об искусстве «мыслить и говорить», отвечая на вопросы: можно ли научить мыслить? Что такое топосы – общие места-идеи и способы создания содержания речи?
Вторая часть занятия была практической, на которой слушатели выполняли упражнения по технике речи, предложенные профессором Аннушкиным. Они учились произносить скороговорки, читали сольно и хором «Бой с барсом» из лермонтовского «Мцыри», а студент Никита Зайцев прочитал монолог пушкинского Сальери.
В свою очередь, слушатели представляли свои домашние задания. Первокурсница института Мария Шпакова зачитала написанную речь «В чём смысл жизни?» В заключение профессор Аннушкин исполнил несколько собственных песен на стихи русских поэтов-классиков.
Очередное занятие Школы русского слова состоится 12 декабря 2018 года в 17:00. Тема – «Новый год в традициях русского слова: предновогодний мастер-класс». Домашнее задание: готовить новогоднее поздравление с пожеланиями «новомыслия, новословия и новоделания», собирать стихи и песни о Новом годе…
Ждем всех любящих русское слово! Давайте совершенствоваться вместе!
Темы занятия:
1. Русские ученые и писатели – о русском языке – слове – речи.
2. Как развить дар речи? Какие советы дают риторика, культура речи, стилистика?
3. Речевая гимнастика как психофизическая культура: с чего начать?
4. Музыка речи и слово в музыке. «А ещё мне петь охота»: как пение украшает жизнь?
5 октября 2017 года возобновит свою работу Школа русского слова под руководством профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Владимира Аннушкина.
На первом занятии «Стиль речи – стиль жизни» слушатели узнают, что такое филология и как совершенствоваться в слове и русской речи, познакомятся с лучшими образцами публичных выступлений, станут участниками дискуссий вместе с магистрантами Института Пушкина, а также послушают музыкальное исполнение первого патриотического стихотворения в России.
20 апреля в 17.00 в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина состоится открытие Школы русского слова.
В открытии примут участие Маргарита Русецкая, ректор Государственного институт русского языка им. А.С. Пушкина, Феофилакт, епископ Дмитровский, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Александр Крутов, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский дом», Ирина Бугаёва, профессор, зав. кафедрой связей с общественностью Российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева, школьники Пушкинского лицея и студенты Института Пушкина.
Школа русского слова создана для популяризации знаний и привлечения внимания самых разных групп населения к русскому языку, культуре речи, риторике как искусству эффективной словесной коммуникации.
В намерениях создателей Школы – регулярные встречи, занятия, лектории, мастер-классы, обучающие искусству слова – как публичного, ораторского, так и художественно-выразительного. Так, курс «Живое русское слово» планируется для взрослых учащихся с тем, чтобы приобщить каждого, кто любит и хочет владеть русским языком, к культуре слова, чистой, грамотной, убедительной и эффективной речи. «Идея курса вызрела из занятий, встреч и просьб людей самых разных профессий, желающих заняться риторикой и культурой речи, совершенствованием ораторских навыков да просто хорошей русской речи», — рассказывает руководитель проекта профессор Института Пушкина, председатель Российской Риторической ассоциации, член Союза писателей РФ, ведущий передач «Живое слово» на телеканале «Культура» и «Уроки русского» на радиоканале «Вести FM» Владимир Аннушкин.
Для старшеклассников планируется Риторическая школа «Юный оратор». Цель курса – знакомство школьников с риторикой как наукой о совершенной речи, обучение навыкам публичного выступления. Основу Риторической школы составят старшеклассники, уже участвовавшие в различных ораторских конкурсах Института и заинтересовавшиеся такими занятиями. Результатом курса должно быть участие в различных мероприятиях, проводимых Институтом, поиск талантливых одаренных детей – будущих словесников-русистов. Конечно, занятия этого курса должны помочь в разрешении одной из главных проблем сегодняшнего старшеклассника: как «начать говорить» и, следовательно, подготовиться к сдаче устного экзамена, о чем идут энергичные споры среди педагогов?
Для учителей и преподавателей вузов планируется Программа дополнительного образования «Педагогическая риторика и культура речи преподавателя вуза и школы» (72 часа). Двухнедельный курс предполагает чтение лекций ведущими специалистами в области культуры русской речи и риторики из Института Пушкина и других вузов – большинство из них члены Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Проведение программы для преподавателей планируется на середину июня 2017 года.
После торжественного открытия состоится занятие Школы «О, слово русское, родное!..»